Руководство молодой Советской республики уже начиная с середины 20-х годов начало понимать, что страна не сможет обойтись поставками автомобилей из-за рубежа и требуется в кратчайшие сроки наладить производство автомобилей полностью на отечественных площадях и из отечественного сырья. Именно поэтому в марте 1929 года принимается постановление ВСНХ РСФСР о необходимости строительства автомобильного завода и оказании инженерами компании Ford помощи отечественному предприятию при налаживании производства легковых автомобилей Ford-A и грузовиков Ford-AA, которые в России получили наименование ГАЗ-А и ГАЗ-АА соответственно.
ГАЗ-А 1932
В конце 1930 года завод был построен, а первая модель ГАЗ-АА сошла с его конвейера в конце 1932 года. Разработанный совместно с американскими конструкторами, автомобиль воплотил в себе все черты своего «отца» — Ford AA: высокую надежность, управляемость, неприхотливость в эксплуатации и, что самое главное, дешевизну производства. В 1933 году с конвейера стали впервые сходить новые пикапы ГАЗ-4 и служебные автобусы ГАЗ. В конце 1934 года стал выпускаться трехосный тяжелый грузовик модели ГАЗ-ААА, а также самосвал ГАЗ-410. Таким образом, именно на заводе ГАЗ впервые в СССР было налажено поточное конвейерное производство автомашин.
Возможно, вам также будет интересна статья: Рейтинг самых опасных автомобилей в истории
ГАЗ—4 — первый советский пикап!
В конце тридцатых годов Горьковский завод выпускает легковой автомобиль модели М-1, знаменитую «эмку», служившую верой и правдой до 50-х годов и прошедшую всю войну. Взяв лучшее от автомобилей Ford, отечественные конструктора внесли в модель М-1 массу изменений, так что она достойно представила СССР на всемирной выставке, состовяшейся в Париже в 1937 году. Существовало и несколько модификаций данной модели, в том числе и автомобиль с шестицилиндровым двигателем (один из первых в СССР). Перед самой войной на заводе наладили выпуск полноприводного автомобиля ГАЗ-61.
ГАЗ М-1
Начавшаяся война заставила завод переориентироваться на выпуск продукции оборонного назначения и с конвейера стали сходить бронеавтомобили БА-64, хорошо зарекомендовавшие себя в начале войны танки модели Т-60 и модели Т-70. Также было развернуто массовое производство боеприпасов для всех родов войск, например, для знаменитых «Катюш».
Возможно, вам также будет интересна статья: История развития автомобилестроение
БА-64 — лёгкий бронеавтомобиль
Практически сразу после войны было налажено производство как новых грузовых, так и новых легковых автомобилей. Наиболее знаменитой моделью легковых авто, пожалуй, является «Победа», получившая индекс ГАЗ-М20. Ей было суждено стать одним из массовых народных автомобилей, на ее базе выпускались и полноприводные ГАЗ-72. Выпускался также и знаменитый шестиместный седан ГАЗ-12 ЗИМ, ставший наиболее престижным автомобилем 60-х годов.
ГАЗ-М20
Также было налажено производство знаменитой «Чайки», которая стала символом роскоши элитных слоев советского общества и снималась во множестве кинофильмов. Особенно «Чайку» любил Л. И. Брежнев, который был заядлым автолюбителем и ценителем хороших автомобилей.
Ретро машины СССР Чайка
Однако, наиболее знаменитой на сегодняшний день моделью, которая выпускается Горьковским автозаводом, является «Волга», которая встала на конвейер в самом конце 1956 года и продолжает выпускаться по сей день, претерпев множество модификаций. Если первые модели «Волга-21» не были примечательны техническими новинками, то уже следующая модель, получившая индекс ГАЗ-24, воплотила в себе все технологические достижения того времени. Запущенная в крупносерийное производство в 1970 году, «Волга ГАЗ-24» заслужила высокие оценки как в СССР, так и на международных автосалонах.
Волга ГАЗ-24
Усовершенствованная модель ГАЗ-41-10 отличалась бесконтактной электронной системой зажигания, усовершенствованной подвеской и другими нововведениями.
После распада СССР автогигант сумел довольно быстро приспособиться к новым условиям и создал модель ГАЗ-3102, оснащенную двигателем мощностью 100 лошадиных сил. Также была создана линейка ГАЗ-3110, микроавтобусов ГАЗ-3221 «Газель», а также их грузовых вариантов. Начало 2000 годов ознаменовалось не только введением в производство новых моделей ГАЗ-3111, но и расширением самого предприятия, образованием ряда дочерних компаний по всей России. В 2007 – 2008 году предприятием были приобретены активы таких компаний как Daimler Chrysler и LDV Holdings, что позволило наладить производство отечественных автомобилей с зарубежными двигателями.
ГАЗ-3111
Горьковский автомобильный завод сегодня – это крупнейшее в России предприятие, поставляющее первоклассные образцы автомобильной техники во все отрасли – начиная от быта и заканчивая вооруженными силами. Для последних не так давно было налажено производство многоцелевых автомобилей «Тигр», которые с 2009 года принимают участие в Параде Победы на Красной площади. Кроме того, налажено производство автомобилей Maxus – современных и легких бюджетных моделей, доступных для покупателя среднего класса.
Новости СМИ2