«Криминальное чтиво»: Траволту вспомнили случайно

«Криминальное чтиво»: Траволту вспомнили случайно

До начала голливудской карьеры Квентин пять лет работал продавцом видеопродукции. В числе фильмов, которые он смотрел бесплатно и в огромном количестве, оказалась «Черная суббота» итальянца Марио Бава, состоящая из трех страшных историй.
Идея слепить фильм из нескольких новелл заворожила Квентина – и в 1989 году он сделал первые наброски сценария. Осенью 1990 года к ним добавился короткометражный сценарий его друга Роджера Эйвери «Пандемониум». Но денег на съемки не было. Творцы дописали свои произведения до полнометражного формата и стали проталкивать их по отдельности. Сценарий Квентина превратился в фильм «Бешеные псы», сценарий Роджера так никто и не купил.
Ночами в Амстердаме…
Сняв «Бешеных псов», Квентин вернулся к фильму своей мечты. «Я хотел сделать то, что сходит с рук романистам, но не практикуется в кино, – говорил он. – Есть три отдельные истории, и главный герой каждой играет второстепенную или эпизодическую роль в других».
Писать сценарий Та­ран­тино уехал в Амстердам. Там к нему присоединился Эйвери с невостребованным «Пандемониумом». После переделки его сценарий стал в фильме новеллой «Золотые часы».
Несколько месяцев Квентин и Роджер работали над «Криминальным чтивом» в кофейне, в основном по ночам. А днем  Тарантино смотрел французские полицейские боевики и беззастенчиво черпал оттуда идеи.
В январе 1993 года Квентин принес готовый продукт в кинокомпанию Jersey Films, принадлежащую Дэнни Де Вито. Вспоминает Дэнни: «Я чуть не лопнул от смеха, пока читал. Подумал: либо это потрясающий сценарий, либо я извращенец». Де Вито заплатил Квен­тину 1 000 000 долларов за «право первой ночи» на все будущие проекты студии Тарантино. A Band Apart взялся за продвижение «Криминального чтива».
Звезда за копейки
На  съемки  Квентину выдали 8 500 000 долларов. Ничтожность суммы стала очевидной, когда тот сочинил список актеров, которых хотел бы видеть в фильме. Партнер Тарантино, продюсер Лоуренс Бендер, предчувствуя банкротство, поставил условие: всем актерам будет начисляться одинаковая сумма за неделю работы, невзирая на лица. Даже при этом условии на оплату актерам ушло 5 000 000 долларов.
Роль Вин­сен­та Веги пи­са­лась для Майк­ла Мэд­сена, сни­мав­шегося в «Бешеных псах». Но Мэд­сен выбрал более денежный проект «Уайатт Эрп», о чем жалеет до сих пор. Обратиться к забытому всеми Джону Тра­волте режиссера заставили юношеские впечатления от звездного фильма Траволты «Лихорадка субботнего вечера». «Для меня он оставался звездой диско, – говорит Квентин, – а мне нужен был актер, пропитанный атмосферой 50–60-х годов». Траволта долго колебался, соглашаться ли на гонорар в жалкие 100 000 долларов, и согласился, только когда Квентин оккупировал его гостиную и пригрозил чтением 200-страничного сценария вслух. Ума Турман, сначала отказавшаяся от роли Миа Уоллес, оказалась более стойкой и выслушала-таки сценарий – по телефону.
Сэмюел Л. Джексон вдох­новил Тарантино на соз­дание образа Джулса, но, уверенный в своей «непри­косновенности», провалил пробы. Актер Пол Кальдерон отчитал диалоги Джулса блестяще и почти перехватил роль. Узнав об этом, Джексон примчался со съемок в другом городе, чтобы дать бой конкуренту. «Я прочитал сценарий за один раз от начала до конца, что делаю редко, – объясняет Сэмюел. – Потом глубоко вздохнул и перечитал его, чего не делаю никогда. Это было слишком хорошо, чтобы быть правдой».
Самой большой звездой, приглашенной в картину, стал Брюс Уиллис, готовый скатиться с голливудского небосклона после ряда провальных фильмов. Уиллис согласился на скромное вознаграждение, но вложил средства в производство фильма и заработал миллионы на прокате.
Продолжению быть?
Съемки начались 20 сентября, закончились 30 ноября 1993 года. «От бюд­жета осталось три миллиона, – вспоминает режиссер. – А я хотел создать ощущение, что на фильм потрачено 20–25 млн. Я хотел эпического размаха во всем, кроме стоимости».
Самая дорогая декорация фильма – интерьер закусочной «Джек Рэббит Слимс», где Траволта и Турман танцуют твист, – обошлась в
150 000 долларов. Ее построили на складе, свободную часть которого Квентин приспособил под офис. В выборе костюмов для персонажей он руководствовался мнением французского режиссера Жан-Пьера Мельвиля: «Костюм героя должен символизировать его боевые доспехи». В выборе транспорта исходил из нежелания тратиться на аренду, поэтому пригнал красный Chevy Malibu для героя Траволты из своего гаража.
В сцене, где герой Джона Траволты делает героине Умы Турман укол в сердце, иглу вставили в специальную подушечку, закрепленную на груди актрисы, Джон ее вытащил, а потом запись эпизода прогнали задом наперед.
«Я боялся играть наркомана и убийцу, – призна­ется Траволта. – Но, работая с Квентином, впервые за долгие годы ощутил, что актерство – лучшая профессия на свете. Поговаривают, что он со­бирается снимать не то «Криминальное чтиво-2», не то приквел к «Кри­ми­нальному чтиву». Я надеюсь на приквел, потому что моего героя убили, а мне хотелось бы поучаствовать».

Екатерина Живова