Кризисные коммуникации: инструкция от агентства Ex Libris

Кризисные коммуникации: инструкция от агентства Ex Libris

Кризисные коммуникации: инструкция от агентства Ex Libris

Каждая компания хотя бы раз сталкивалась с негативом в социальных сетях или СМИ, в ином случае ей это еще предстоит. В условиях потока гневных сообщений от пользователей, звонков журналистов и вопросов со стороны сотрудников важно знать, как правильно себя вести, чтобы сохранить репутацию. Агентство Ex Libris составило инструкцию для PR-специалистов на основе материалов Cision и собственного опыта управления репутацией в сети. Специалисты рассказали о порядке действий, которые помогут взять под контроль кризисные коммуникации и вытащить компанию из эпицентра нежелательного внимания.

  • Распознать кризис и взять его под контроль

О незапланированном внимании к вашему бренду сразу же оповестят комментарии в соцсетях или участившиеся уведомления из Google Alerts. Если это случилось, то в первую очередь нужно выяснить, в чем дело: что именно произошло, действительно ли в произошедшем виноваты вы, а не подрядчики, партнеры, конкуренты или бренд с похожим названием, а также проанализировать, как эти события трактуют и подают в медиа.

  • Задействовать мониторинг

В случае кризиса мощностей Google Alerts и других сервисов может быть недостаточно, поскольку алерты могут приходить с задержкой до нескольких часов, повторяться или игнорировать некоторые уведомления. Компании же очень важно отслеживать их в реальном времени, чтобы следить за масштабированием кризиса. Более того, многие источники негатива не останавливаются на одном сообщении и продолжают раскручивать вызывающую интерес тему, добавляя больше новых деталей и подробностей, не всегда имеющих общее с реальностью.

Если охватить все диджитал пространство не получается, то можно сосредоточиться на наиболее подверженных публикации негатива источниках: тематические СМИ, каналы и сообщества, профили бренда на гео-сервисах и отзовиках. В идеале, данные, полученные с помощью реал-тайм мониторинга позволят составить полную картину сложившейся ситуации в медиа, понять, какой из аспектов кризисного инфоповода получил больше охватов, и как инфоповоды подталкивали друг друга к распространению или затуханию.

Кризисные коммуникации: инструкция от агентства Ex Libris

Пример подробного графика по динамике упоминаемости компании и влияния на неё конкретных инфоповодов (в данном случае — позитивных) из медиааналитического отчета Promobot. 

  • Предупредить команду и подготовить ответное заявление

Во время кризиса важно быстро ввести в курс дела руководителей и самых известных в сети представителей компании. Необходимо предоставить им как можно больше информации о сути кризиса и его развитии, а потом вместе с коллегами разрабатывать дальнейшие шаги. Здесь нет универсального алгоритма, так как произойти может что угодно – от неосторожного комментария или жалобы блогера на некачественный товаруслугу до утечки внутренних документов или ЧС на предприятии.

Для сохранения репутации следует подготовить сообщение: с опровержением, если вашей вины в произошедшем нет, или с извинениями и намерением исправить ситуацию, если проблема в вашем бренде. В последнем случае нужно приложить подробное описание ситуации с доказательствами своей позиции, но без кликбейтных эпитетов. Важно не допускать высказываний от имени компании до выполнения этого пункта, поэтому рядовых сотрудников, не имеющих отношения к проблеме, следует попросить воздержаться от комментариев, за которыми к ним могут прийти журналисты или блогеры.

  • Собрать перечень площадок для размещения ответных сообщений

В идеале, под каждым негативным сообщением в адрес бренда, которые вы получили в результате мониторинга, должен быть ответ от лица компании. Не стоит забывать и о собственных площадках, где прямого ответа требуют самые уязвленные пользователи.

Так, стоит подготовить отдельное сообщение для администрации гео-сервисов или небольших площадок – с помощью аргументов, подтверждающих вашу правоту, можно постараться убедить их удалить негативные комментарии и отзывы, чтобы восстановить или обнулить испорченный рейтинг. При необходимости, аналогичный текст следует подготовить и разослать клиентам.

  • Подготовить материалы

Далее нужно написать пресс-релизы для СМИ, посты для соцсетей, тезисы для пресс-конференций – разные форматы и подача, но единая суть и не противоречащие друг другу высказывания. Например, если в комментариях журналисту вы доказываете свою непричастность к ситуации, то и в ответах на комментарии пользователей вы не должны извиняться за то, чего не делали.

  • Проконсультироваться с юристами

Специалисты по репутации распознают кризисные ситуации, но не всегда смогут оценить, насколько они опасны для бизнеса и какие могут нести последствия, в том числе в юридической сфере. Условно, если для доказательства своей правоты требуется раскрыть детали договора под NDA или любые другие внутренние документы, то без обсуждения с коллегами из юридического отдела этого делать не стоит. Это относится и к консультациям с безопасниками и кадровиками – неочевидных на первый взгляд рисков по этим направлениям тоже хватает.

  • Распространить сообщение в сети

Следующим шагом станет рассылка по накопившемуся списку источников негатива подготовленного сообщения и обнаружение новых вспышек – закрывать их следует ссылкой на опровержение от авторитетного источника (если такие уже появились) или на комментарий на собственном сайте.

  • Следить за развитием событий

Важно продолжать наблюдать за реакцией пользователей, клиентов и СМИ. Реагировать на возникающие вопросы, при необходимости, дополнять основное заявление. Со временем количество негатива начнет снижаться, а болезненную тему перекроют другие инфоповоды.

  • Сделать выводы

По окончанию кризиса следует провести анализ произошедших событий от начала до конца: выявить предпосылки и причины кризиса, что необходимо предпринять, чтобы такого не повторилось, оценить эффективность реагирования, внести возможные корректировки рабочих процессов внутри компании, в том числе, на уровне правил и регламентов. Теперь, когда кризис позади, можно перевести работу с мониторингом в фоновый режим.

Кризисные ситуации могут случиться абсолютно с каждой компанией и крайне важно быть к ним готовыми. Этот чек-лист позволит вам не потеряться в потоке негатива и быстро справиться с непониманием, чтобы успеть удержать репутацию бренда.