О налоговой амнистии

О налоговой амнистии

О налоговой амнистии

Одним из главных налоговых законов, которые были одобрены в конце прошлого года, стал проект, предусматривающий масштабную налоговую амнистию. Согласно закону, списывается задолженность по имущественным налогам, образовавшаяся на 1 января 2015 года. Также списываются все начисленные на нее пени. По оценкам президента, долги есть у порядка 40 миллионов граждан РФ и около 3 миллионов предпринимателей.

Проект действует в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей и распространяется на налоги на землю, недвижимость и транспорт. Также будут списаны задолженности по налогам с доходов, полученных с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, если они не были уплачены не по их вине. Это так называемые «условные доходы», под которыми налоговая понимает суммы долгов, списанных вам банками или другими кредиторами.

Индивидуальные предприниматели смогут избавиться от всех неуплаченных налогов, которые скопились до 1 января 2015 года. Также им будут списаны недоимки по страховым взносам (пенсионным и социальным), образовавшимся до 1 января 2017 года. Амнистия не распространяется на налог на добычу полезных ископаемых и таможенные налоги и акцизы. Все налоги, которые не подпадают под действие амнистии, должны быть уплачены в общем порядке или будут подлежать взысканию в принудительном порядке.

Налоговая амнистия представляет собой акт государства, которая не требует каких-либо действий субъекта, на которого она распространяется. Другими словами, вам не нужно идти в налоговую и просить списать задолженности – все произойдет автоматически. Отследить состояние своего долга можно через личный кабинет на сайте ФНС. Если по какой-то ошибке долг не будет списан, следует обратиться в налоговую – вряд ли с этим будут какие-то проблемы.

Решение о налоговой амнистии главным образом связывают с президентскими выборами. Для этого есть все основания – последний раз подобную инициативу реализовывали как раз в конце 2011 года перед президентскими и парламентскими выборами. Не стоит сомневаться в том, что и настоящая налоговая амнистия – также мощный политический ход, который призван обеспечить поддержку широкого круга избирателей.

Однако для налоговой амнистии есть и другие причины. Дело в том, что исполнительная и судебная система перегружены, причем не последнюю роль в этом играют налоговые задолженности. Проблема в том, что значительное их число безнадежно — шансов на их реальное взыскание практически нет. Но исполнительная система работает таким образом, что просто взять и прекратить по таким задолженностям какие-либо действия приставы не могут, поэтому много трудовых затрат уходит практически впустую.

До этого такими задолженностями занимаются суды, которые тратят время и ресурсы. Это избавление от «безнадежного балласта» для судебной и исполнительной систем, сотрудники которых смогут заняться более перспективными делами. В этом свете это вполне практический и позитивный шаг. Поэтому критика меры, которая строится на том, что казна потеряет миллиарды рублей, не совсем корректна – значительные суммы казна потеряет независимо от того, будут ли попытки к их взысканию.

Однако есть и минусы. Во-первых, налоговая задолженность неравномерна. Поэтому есть все основания предполагать, что амнистия приведет к списанию многомиллионных долгов у состоятельных граждан и предпринимателей. Причем, возможности узнать, кто сможет «сэкономить» на этой мере нет, так как данные об этом нигде не будут опубликованы. Во-вторых, определенная часть долгов, которые будут списаны, были реальны для взыскания. Недополучат их местные бюджеты, для которых это может стать ударом по финансовым показателям, но никаких инструментов, которые могли бы это компенсировать, нет. Разумеется, возникают вопросы и к тому, что для граждан очередная налоговая амнистия означает определенный посыл – «налоги можно не платить», так как они все равно будут списаны. Так что в целом можно говорить о том, что амнистия имеет свои плюсы и минусы, но чего окажется больше, можно будет судить уже после ее полномасштабной реализации.

Автор: Давид Капианидзе, руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm