Читая новости, удается ли вам проанализировать, что же вам преподнесли — реальные события или фэйк ньюс, без которого уже невозможна жизнь в интернет пространстве?
Цель распространения фальшивых новостей очевидна — это жажда наживы, желание поднять рейтинг своей неприметной газеты или интернет-платформы, очернение или повышение рейтингов известных лиц и даже просто привлечение к себе внимания подходящего типа аудитории. В действительности можно обнаружить, что создать фэйковую новость это быстрее и дешевле, чем найти информационный повод и подготовить стоящий журналистский материал.
Мое недавнее общение с одни редактором известной газеты свелось к тому, что он в страхе стал высказывать опасения о том, что боится публиковать правду, т. к это никому не интересно, может навредить имиджу его информационного агентства и обрушить рейтинги. Довольно изумительный ответ, не правда ли? Тут то у меня и возник первый вопрос о том, как устроена индустрия фэйковых новостей.
Второе, на что я обратила внимание, что опасения могут быть не только у представителей паблисити, но и у тех, кто могжет оказаться под прицелом журналистов. Если ты оказываешься в центре событий и о твоей персоне или твоей компании ежедневно выходят фэйковые новости с желтыми заголовками, то тебе необходимо, как минимум, перестать уходить в себя, а продолжать создавать и делать известными реальные события, рассказывая об этом широкой аудитории. Американский писатель Л. Рон Хаббард в 1972 году подробно описывал всю технологию связей с общественностью и в отношении работы с прессой указывал: «Молчаливость может быть благородной чертой характера, но в связях с общественностью она смерти подобна». Следовательно, если не хотите быть погребенными заживо, то продолжайте поддерживать информирование общественности.
«Фэйк-ньюс» — это заведомо ложная и часто сенсационная новость, которую преподносят как подлинную. Это обязательно то, что вызовет эмоциональный отклик в стиле «Какой ужас..», прибавит посещаемости сайту и создаст, для источника таких новостей, выгоду в финансовом плане. Фэйк это своего рода не прекращающийся первоапрельский флешмоб, где полностью размываются границы правды и лжи.
Кому выгодно заниматься этим?
Такими создателями всегда являются конкретные заинтересованные лица. Это могут быть администраторы малоизвестных новостных сайтов, которые желают «взлететь» и заработать себе рейтинги путем таких публикаций. Это и люди, желающие «хайпануть» и просто любители троллинга, как средства социальной провокации.
Как разобраться в потоке лжи?
- Для того, чтобы разобраться в истинности информации, всегда нужно находить ее источник. Главный вопрос: «Кто сказал?». Если вы, прослеживая истоки, обнаруживаете, что эта новость размещена исключительно на неизвестных сайтах со странными названиями, то вероятнее всего это фэйк.
- Если вы видите устаревшие инфоповоды, старые новости, которые уже были опубликованы 10 лет назад — это фейк. Определенно, издание хочет накрутить себе количество посетителей, просмотров и добавить привлекательности своему сайту. Обращайте внимание на дату публикации.
- Если вы не обнаружили автора статьи, а в тексте опубликованы цитаты без указания респондента, то явно вас хотят ввести в заблуждение. Фразы могут быть вырваны из контекста и, хуже того, принадлежать абсолютно другим людям.
- Фейковая новость — это новость-сенсация. Она тревожит, нагнетает обстановку, заставляет говорить об этом. Чувствуете, как вас эмоционально вовлекают в какое-то событие, проанализируйте, не ложная ли это новость.
К такому явлению можно относиться по-разному. Можно воспринимать это как развлечение и посмеяться от души, читая очередную новость о великом тайном заговоре. Трезвое восприятие и способность видеть различия, обычно, помогает в таких вещах.
Есть простой совет для каждого из нас — не хватайтесь за сердце каждый раз, когда вы встречаете какую-либо тревожную новость, тщательно прочитайте и перепроверьте ее, или же, пропустите и не уделяйте ей должного внимания. Ведь не все, что пишут даже самые авторитетные представители медиа, оказывается истиной.
Смотрите сами и делайте выводы сами!
Автор: Елизавета Шаламова