«Посмотреть в глаза» узникам Соловецкого лагеря

«Посмотреть в глаза» узникам Соловецкого лагеря

«Посмотреть в глаза» узникам Соловецкого лагеря

Специалисты корпорации ЭЛАР перевели в электронный вид 42 произведения графики российских авторов на тему репрессий из коллекций  музея. Предметы  имеют крупный формат и созданы в различных техниках (офорт, сангина, уголь, акварель, рисунок). Сканы сохранены с необходимым для печати качеством. Объекты сканировались в цветном режиме на бесконтактном сканере ЭЛАР ПауэрСкан.

Цифровая форма редчайших музейных материалов позволит предоставить к ним более широкий доступ аудитории за счет репринтных изданий, организации экспозиций.

«Наше сотрудничество с ЭЛАР продолжается уже третий год.  Благодаря этому мы смогли оцифровать уникальные предметы нашей коллекции, — рассказывает главный хранитель Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный музей истории ГУЛАГа» Наталия Карпухина. —  Например, альбом с 326 подлинными фотографиями Соловецких лагерей периода 1923-1936 гг. Фотографии, представленные в альбоме, относятся к периоду основания в 1923 году Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), и имеют высокую социокультурную и историческую значимость как для исследования темы репрессий, так и для предметного изучения жизни и культуры лагерного быта. Уникальность этого артефакта еще и в том, что он создан непосредственно на территории Соловецких лагерей, принадлежал одному из руководителей СЛОНа и хранился в штабе лагеря. Альбом открывает глубокую перспективу для научного исследования истории Соловецких лагерей, для посетителей – возможность увидеть условия жизни, непосильный труд заключенных, почувствовать всю тяготу их неволи и обреченности, разглядеть реальные лица заключенных и «посмотреть в глаза» людям, пострадавшим от репрессий».

Силами ЭЛАР отсканирована также рукопись 1934 года на 278 листах — историко-археологический памятник Соловецкого архипелага. Рукопись написана простым, фиолетовым и черным карандашами на тетрадных листах в клетку. В ней содержатся многочисленные карандашные и акварельные рисунки, выполненные на оборотах грамот, писчей бумаге, кальке, плотной бумаге, тетрадных листах и двойных тетрадных листах в клетку.

«Работы по оцифровке  многих предметов из Государственного музея истории ГУЛАГа невероятно сложные из-за состояния сохранности памятников. Надорванные и выпадающие листы, ветхая бумага, деформация основы документов, многочисленные вставки и вклейки — все это требовало особой осторожности и аккуратности при оцифровке,— комментирует ведущий эксперт корпорации ЭЛАР по работе с учреждениями культуры Евгений Мокеев. — Однако многолетний опыт сотрудничества с российскими музеями, технологии и профессиональное оборудование позволяют нам создавать высококачественные цифровые копии произведений».