Многие родители думают, что пустышка — довольно безобидный детский атрибут. Пустышка помогает успокоить плачущего ребенка, с ней он быстрее засыпает. Однако новое исследование психологов из Университета Висконсин-Мэдисон (США) показало, что пустышка негативно влияет на эмоциональное развитие ребенка.
По словам экспертов, младенцы учатся взаимодействовать с окружающим миром посредством подражания: они копируют выражения лица, которые видят у взрослых. Оказывается, если мальчику дать соску, то она нарушит этот процесс (к девочкам это не относится!). Ранее представители ВОЗ и Американской академии педиатров уже заявляли о вреде сосок и рекомендовали ограничить время их использования. Связано это с тем, что они увеличивают риск развития ушных инфекций, аномалий зубного ряда. По их словам, отказ от пустышки способствует популяризации грудного вскармливания.
Как отмечает автор исследования, профессор Паула Ниденталь, с помощью подражания мы понимаем, что испытывает другой человек, например радость и злобу. Подражание — важный механизм познания мира. «Мы разговариваем с малышами, но они не понимают, что означают слова. Вначале дети способны воспринимать только интонацию и выражение лица. С пустышкой во рту ребенок практически не в состоянии отразить и повторить это», — комментирует П.Ниденталь.
Она сравнила это с эффектом от инъекций ботокса, которые парализуют лицевые мышцы, предотвращая их движение, приводящее к появлению морщин. После «укола красоты» мимические движения ограничиваются, и человек не в состоянии в полной мере испытывать эмоции. Соответственно окружающие с трудом догадываются о том, что скрывается за выражением лица собеседника.
Выводы ученых основаны на результатах наблюдений за мальчиками в возрасте 6-7 лет, студентами колледжей и пожилыми мужчинами. С помощью опроса родителей (их спрашивали о том, до какого возраста ребенок использовал пустышку), показа видеороликов с просьбой повторить выражения лиц героев, демонстрирующих разные эмоции, теста на эмпатию (сопереживание, способность чувствовать эмоции другого человека словно свои собственные) выяснилось, что худшие результаты у тех, кто в младенчестве длительное время использовал пустышки.
«Использование пустышек не оказывало негативного влияния на девочек, у них отмечался прогресс в эмоциональном развитии. Возможно, это связано с тем, что нервная система мальчиков более уязвима, чем у девочек», — говорит П.Ниденталь.
Исследование ученых опубликовано в журнале Basic and Applied Social Psychology.