За Год литературы России, итоги которого были подведены 14 декабря в ходе IV Санкт-Петербургского международного культурного форума, не вышло ни одного мало-мальски значительного литературного произведения, претендующего на место в золотом фонде отечественной классики. Это мнение петербургского писателя Антона Тарасова. Более того, по его словам, Год литературы оказал негативное влияние на развитие российской литературы.
«Это нужно честно признать, – говорит Антон Тарасов, – особенно всем коллегам по писательскому цеху. Встречи с читателями, показное открытие отремонтированных библиотек и всякие выставки-форумы имеют лишь косвенное отношение к литературе.
Мы еще дальше закопали насущные проблемы российской литературы, которых очень много. Взять хотя бы нерешенную проблему правового статуса электронных публикаций и защиту авторских прав в Интернете, сокращение тиражей книг и упадок «толстых» журналов, крах библиотек и книготорговли на селе. Уже не только писатели, но и издательский бизнес понимает, что эти проблемы нужно срочно решать. Сколько из них было решено за Год литературы? Давайте откровенно скажем – ноль».
Более того, Антон Тарасов замечает, что по некоторым аспектам маразм и вовсе крепчает. Так, например, в Год литературы были вложены немалые деньги в переиздание русской классики – Толстого, Достоевского, Пушкина и других, причем не задаваясь вопросом, есть ли дефицит этих изданий в библиотеках. А, между тем, литература 1980-90-х годов как будто и вовсе исчезла. Из произведений тех лет просвещенный обыватель назовет разве что «Интердевочку» Владимира Кунина, а то и не назовет вовсе ни одно. «У нас либо Достоевский, либо Донцова, а посредине дырка от бублика», – констатирует Тарасов. Автор «Иронии фарта» и «Пары штрихов тому назад» шутит, что если Год российского кино принесет столько же пользы киноиндустрии, как Год литературы писательской братии, то впору уходить в подполье, чтобы уж точно не тешить себя лишними надеждами.