Владимир Путин поручил правительству до нового года проработать возможность введения НДС и таможенных пошлин для зарубежных интернет-магазинов. Такую меру лоббируют и отечественные ритейлеры, требующие равных условий с иностранными конкурентами, и курьерские службы, заинтересованные в росте объемов внутрироссийской экспресс-доставки. Противники инициативы же отмечают, что расходы лягут на конечных потребителей. Как это отразится на работе российских ИМ – мнения экспертов отрасли.
Президент России дал указание правительству страны проработать вопрос о внесении в законодательство налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин с зарубежных интернет-площадок, и поставщиков. И установил срок — 31 декабря 2016 года. При этом отметил, что отечественные и зарубежные участники этого рынка должны находиться в равных условиях. «Мы обсуждали эту тему, в том числе с председателем правления Сбербанка [Герман Греф], у которого очень хорошее есть предложение по сотрудничеству с зарубежными и с российскими партнерами в этом направлении Правительство занимается этим, мы обсуждаем этот вопрос и с нашими коллегами и партнерами в рамках Евразийского экономического союза, потому что эти вопросы подлежат согласованию в этой международной организации. Выходим примерно на понимание того, как мы вместе должны действовать, чтобы и потерь не было, и чтобы этот сектор развивался эффективно», — сказал Путин.
Похожий аргумент ранее использовал и вице-премьер Аркадий Дворкович, высказываясь за введение НДС для покупок на международных торговых электронных площадках, таких как AliExpress, eBay, Amazon и др. Так, по информации «Интерфакса», Дворкович, в свою очередь, считает, что для создания равных условий для российских и иностранных игроков на рынке интернет-торговли предпочтительным вариантом является НДС-регистрация (зарубежные игроки платят НДС по месту получения выручки и прибыли). По его словам, правительство может внести в Госдуму соответствующее предложение в весеннюю сессию. «Попытаемся пойти по пути НДС-регистрации, отработать нормативную базу до конца этого года. Будем смотреть, как заработает система платежей по услугам, которая уже заложена в Налоговый кодекс и надеемся ввести как можно быстрее НДС-регистрацию уже по товарам», — говорит он.
Явно не в оппозиции президенту и правительству в этом вопросе находятся и некоторые депутаты Госдумы. Например, руководитель комитета нижней палаты российского парламента по информационной политике Леонид Левин позитивно оценивает возможное введение НДС и таможенных пошлин с зарубежных интернет-магазинов и отмечает, что Дума готова активно взаимодействовать с правительством для внесение соответствующих поправок в законодательство. «Я оцениваю это позитивно. Потому что отечественная индустрия, связанная с доставкой, давно обращалась и к депутатам Госдумы, и в правительство с регулированием иностранных посылок из-за рубежа. К этой теме подходили с разных сторон и с точки зрения повышения стоимости, и с точки зрения налоговой составляющей. Были разные предложения, но в итоге так это история с места не сдвинулась», — сказал господин Левин в интервью РИА «Новости». «На сегодняшний день она уже вышла на уровень президента. Я думаю, что это придаст дополнительную динамику в решении этого вопроса. Со своей стороны, Госдума готова активно подключаться и взаимодействовать с правительством по внесению изменений в законодательство», — отметил он.
Однако единства в стане профильных экспертов – «народных избранников» – всё же нет. К примеру, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков сомневается в перспективах инициативы. «Это вредное новшество, поскольку опять все будет переложено на конечного покупателя и потребителя, и так негустые снижающиеся доходы будут падать», — заявил депутат РИА «Новости».
А администрирование налога обойдется бюджету «в гораздо большую сумму, чем полученные деньги», прогнозирует в свою очередь президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Разумеется, восторга не разделяют и непосредственные игроки этого бизнеса из числа зарубежных компаний. Так, например, комментируя инициативу для газеты «Коммерсант», глава «eBay Россия» Владимир Долгов указывал, что «регулирование маркетплейсов, где работают сотни тысяч мелких продавцов», невозможно.
Компании же, обслуживающие онлайн-ритейл, в частности, курьерские службы, смотрят на перспективу с осторожным оптимизмом
««Очевидно, что российские и зарубежные предприятия сферы e-commerce работают сегодня в неравных условиях», – говорит Всеволод Беркин, гендиректор курьерской службы «Фокс-Экспресс» – оператора доставки товаров из многих интернет-магазинов. – Я понимаю недовольство покупателей, которые опасаются роста цен в связи с этим нововведением. Но еще лучше в данной ситуации я понимаю и поддерживаю российскую власть. Потому что защита национальных интересов, национального бизнеса — первостепенная функция любого правительства. А установление единых правил игры для всех участников рынка онлайн-торговли — одна из таких мер». «Работая с интернет-магазинами, в основном, российскими, мы видим, насколько это сложный и конкурентный бизнес. Поэтому существующая налоговая «фора», используемая китайскими и прочими онлайн-ритейлерами, кажется мне совершенно несправедливой», — резюмирует господин Беркин.
Справка:
В первом полугодии 2016 года объем импорта из онлайн-магазинов увеличился на 37%, до 143,1 млрд руб., по оценкам АКИТ, «Почты России» и GfK. По итогам года эксперты ожидают рост на 45%, до 320 млрд руб. Доля трансграничной торговли в онлайн-ритейле может вырасти до 35% в 2016 году с 29% в 2015 году.