Деменция — как разговаривать с больным

Деменция - как разговаривать с больным

Для многих лиц, осуществляющих уход, особенно для членов семьи, разговор с человеком с деменцией является чрезвычайно трудной задачей. Однако общение является необходимым элементом понимания пациента, что позволяет интерпретировать его потребности и предотвращать экстремальные реакции. Именно поэтому важно знать, как разговаривать с подопечным в повседневной жизни, а также как реагировать на разговоры о смерти. В этом тексте мы постараемся указать полезные правила, облегчающие общение с пациентом.

Деменция — что это такое?

При общении с больным также важно понимать, что такое деменция и как она влияет на головной мозг. Деменция — это не заболевание, а совокупность симптомов, указывающих на прогрессирующее снижение умственной деятельности. Это вызвано заболеванием головного мозга — болезнью Альцгеймера, инсультом, болезнью Паркинсона или другими состояниями. В зависимости от заболевания различают разные виды деменции, которые также вызывают разные симптомы. Однако многие из них характерны для деменции. Это прежде всего проблемы с памятью и усвоением новой информации, затруднения в самовыражении, нарушения пространственно-временной ориентации или восприятия действительности. Хорошим вариантом будет разместить такого пациента в пансионат для больных деменцией в Москве.

Изменения в мозге также вызывают очевидные проблемы с общением. Люди с деменцией видят мир по-другому, со временем у них создается собственное видение реальности, что не соответствует действительности. Отсюда частая разговорчивость, нервозность и агрессия. Однако для того, чтобы иметь возможность общаться с больным, ухаживающий должен осознавать, что в таком поведении нет злого умысла или вероломства. Вот почему нередко говорят, что болезнь овладевает человеком.

Как разговаривать с человеком, страдающим деменцией

Начиная разговор, стоит помнить о поддержании зрительного и тактильного контакта с больным — стоя прямо перед ним, на его уровне. Важны и условия, в которых происходит общение. Чем меньше раздражителей, таких как музыка, телевизор или другие люди в комнате, тем лучше. Благодаря этому подопечный может сосредоточиться на сообщении, а не на других элементах. Важно прежде всего не лечить больного как ребенка — как на начальных стадиях болезни, так и позже, когда контакт кажется уже совсем невозможным. Следует помнить, что вы по-прежнему имеете дело со взрослым, который может испытывать смущение, разочарование или гнев, когда кто-то относится к нему с превосходством.

Общение с пациентом должно ограничиваться простыми словами и короткими предложениями. Если опекун хочет, чтобы подопечный сел и поел, стоит разделить эти два сообщения, сказав сначала «садись» и только после этого «ешь, пожалуйста». Таким образом, человек с деменцией получает простые инструкции, которым ему легче следовать. То же самое касается и вопросов — лучше всего ограничиться одним конкретным ответом: да или нет. Поэтому целесообразно задавать закрытые вопросы («Будете ли вы есть суп?» вместо «Что бы вы хотели съесть?»).

В задачу опекуна также входит сохранение спокойствия, особенно в экстремальных ситуациях. Люди с деменцией часто могут вести себя агрессивно, кричать и ругаться во время разговоров, которые вызывают у них дискомфорт. Хотя это может показаться трудным, мягкий тембр вашего голоса может быть важнее, чем слова, которые вы говорите.

Разговор с пациентом должен быть способом поддерживать связь, давать ему чувство безопасности и доверия к тому, кто за ним ухаживает. Поэтому, если подопечный начинает рассказывать истории из своей юности или идти на контакт по-другому, стоит поддерживать этот разговор, не перебивая больного и не заканчивая за него фразы. Даже если какая-то информация не соответствует действительности, указывать на нее нет смысла — человек с деменцией уже не способен усваивать новую информацию, не запоминает ее и может плохо себя чувствовать.

Часто пациент не может сообщить о своих потребностях. Поэтому попечитель должен проявлять инициативу — как в вопросах, связанных с эмоциями, так и в телесности. Поэтому некоторые проблемы воспитатель должен решать без разговоров, без вопросов. Подходящим примером может быть дискомфорт от мокрого абсорбирующего изделия, используемого пациентом. Опекающий может не дать вам знать, что подгузники, которые он носит, следует сменить. Поэтому близкому человеку следует незаметно проверить состояние гигроскопичного изделия – не вызывая стыда у пациента. Интуиция и способность к наблюдению — крайне важные элементы общения с человеком с деменцией.

Деменция и смерть

Разговоры о смерти непросты, особенно для опекунов семьи, которые на протяжении всей болезни пытаются смириться с потерей близкого человека – родителя или супруга. Однако больные люди на этапе, когда они осознают свое состояние, могут в какой-то момент почувствовать большую потребность привести в порядок все свои дела. Поэтому, если близкий человек, страдающий деменцией, хочет заговорить об уходе, следует уважать его мнение, не пытаться его отговорить или говорить, что на такие обсуждения еще будет время. Разговор — это часть того, чтобы смириться со своей судьбой, что так же важно при деменции, как и при других смертельных заболеваниях. Поэтому стоит помнить, что табуированных тем в таких ситуациях не бывает. Задача воспитателя — выслушать подопечного, а также помощь в решении чисто эмоциональных вопросов, но и с формальными. Ведь пациент может захотеть разобраться с юридическими и финансовыми вопросами. Знание того, что все готово к его уходу, может вызвать чувство защищенности и комфорта, утешить. Поэтому подходить к такого рода разговорам спокойно и с готовностью помочь — лучший способ действий.

Разговор с человеком с деменцией может показаться сложной задачей, а на более позднем этапе даже невыполнимой. Однако правильный подход к подопечному, готовность его выслушать и терпение способны помочь в повседневном общении с больным.

Автор Виктория Кромова
«Моя газета»