Иностранные инвесторы проявляют интерес к социальной ответственности российских компаний

Иностранные инвесторы проявляют интерес к социальной ответственности российских компаний

Иностранные инвесторы проявляют интерес к социальной ответственности российских компаний

Тамара Сироткина, Елена Долгих и Александр Согомонов

В последние десятилетия российские компании пришли к пониманию того, что социально ответственный бизнес предполагает диалог со всеми заинтересованными сторонами, информирование широкого круга общественности о принципах, целях, практических результатах и перспективах деятельности компаний в областях устойчивого развития.

Об этом заявила заместитель начальника отдела социального мониторинга и анализа ГМК «Норильский никель» Елена Долгих в ходе организованной «Полит.ру» беседы в цикле «От первого лица» о социальных аспектах ведения бизнеса.

Отчеты о корпоративной социальной ответственности или об устойчивом развитии в мире стали публиковать в конце 60 – начале 70-х годов. В России же первый отчет такой направленности появился только в 2002 году.

«Норильский никель» выпустил свой первый социальный отчет в 2005 году. По словам Елены Долгих, тогда этот отчет был ориентирован по большей части на социальную составляющую: диалог с работниками и местным населением территории присутствия.

«Дальше, чем больше мы пытались соответствовать в этих диалогах международным стандартам, тем точнее мы определялись, что для крупной производственной горно-металлургической компании больше всего подходит стандарт Руководства по отчетности в области устойчивого развития — так называемый GRI 3.1 (Global Reporting Initiative – прим. ред.), — где есть показатели, касающиеся экономической деятельности, экологической и социальной», — рассказала Долгих.

При составлении отчетов компания использует все 100% основных показателей этого стандарта и 85% дополнительных. Это позволяет выпускать отчет на международном уровне, который интересен как работникам и акционерам самого предприятия, так и федеральным и региональным властям, а также общественным организациям. «Представляя информацию о компании, мы находим точки соприкосновения со всеми заинтересованными сторонами», — подчеркнула Елена Долгих. И последние два-три года, по её словам, компания отчетливо почувствовала заметно выросший интерес со стороны западного инвестиционного сообщества к теме социальной ответственности.

«Во многих случаях «Норильский никель» — в том числе, в области социальной ответственности — является лидером и задает тон, если хотите, пропагандируя, что российский бизнес, по-настоящему социально ответственный», — подчеркнула представитель компании.

За границей о российском бизнесе знают очень мало. В этой связи «Норильский никель» выступил первой российской компанией, которая впервые провела для западного инвестиционного сообщества роуд-шоу, посвященное вопросам устойчивого развития.

С 3 по 7 декабря 2012 года представители ГМК «Норильский никель» провели ряд встреч с инвесторами и независимыми консультационными агентствами в Хельсинки, Стокгольме, Гааге, Амстердаме, Роттердаме, Цюрихе и Лондоне, на которых обсуждались как достигнутые результаты, так и планы компании в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

В частности, поскольку для Норвегии, Финляндии и Швеции крайне актуальна достоверная информация о производстве, которое расположено на Кольском полуострове, в рамках мероприятия технический директор ОАО «Кольская ГМК» Алексей Толстых рассказал о шести проектах, которые сейчас реализуются в этом филиале компании. Все они направлены на модернизацию производства и снижение нагрузки на окружающую среду

Роуд-шоу вызвало очень большой интерес за рубежом. «В принципе, все западные инвесторы были не то, что довольны, им было очень интересно узнать некоторые вещи. Вы знаете, когда менеджеры, которые непосредственно занимаются вопросами экологического регулирования или совершенствования корпоративного управления, охраны труда, рассказывают про систему менеджмента, как все это выстроено, как эти проекты не сейчас появились, а еще десять лет назад, — вера в то, что это делается, повышается. Ну, и мы очень довольны тем, что провели такое мероприятие. Для нас понятно, что в следующем отчете о корпоративной социальной ответственности будет больше информации, которая востребована именно западными инвесторами», — подчеркнула Елена Долгих.