53 года назад, 3 апреля 1967 года, на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». По первоначальной задумке фильм должен был состоять из двух частей.
В первой части Шурик, собиравший пословицы и поговорки народов Кавказа, спасает девушку Нину от традиционного в этих краях похищения для последующей женитьбы.
Во второй — Шурик и Нина ищут в горах снежного человека. Роль йети должны были исполнять Трус, Балбес и Бывалый, скрывающиеся от милиции.
Но в Госкино утвердили только первую часть.
С исполнителем роли Шурика никаких вопросов не было – его после «Операции Ы» вновь играл Александр Демьяненко. Хотя для проформы Гайдай попробовал и других актеров.
Да и логично было после «Операции Ы» эксплуатировать знакомый и полюбившийся зрителям образ Демьяненко:
И если с кандидатурой на роль героя вопросов не было, то на роль Нины (имя режиссер выбрал в честь своей жены Нины Гребешковой) пробовались почти 500 актрис! Первой примерили прежнюю партнершу Демьяненко по «Операции» Наталью Селезневу:
И еще сотни известных, малоизвестных и совсем нам незнакомых актрис:
В «финал» вышли 10 претенденток: обе сестры Вертинские, Жанна Болотова, Лариса Голубкина, Виктория Фёдорова (дочь Зои Фёдоровой), Валентина Малявина, Раиса Недашковская, Наталья Фатеева и восходящая звезда Наталья Кустинская:
Кустинскую уже практически утвердили. Но она отказалась сама ради главной роли в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Но, сломав ногу, не сыграла ни в одной картине.
И Гайдай в итоге утвердил никому неизвестную цирковую канатоходку и эквилибристку, 19-летнюю Наталью Варлей.
Во время проб режиссер спросил Варлей, может ли она сняться в купальнике, и она спокойно разделась перед камерами. Тогда вся съемочная группа удивилась и подумала, что девушка очень раскрепощенная, но они просто не учли, что для «цирковых» купальник — это рабочая одежда, можно сказать, униформа.
Позднее, отвечая на вопрос, зачем вообще нужно было раздевать главную героиню в кадре, Гайдай отвечал так: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская».
Во время работы перед запуском картины случился еще один серьезный затык — никак не могли утвердить фамилию партийного чиновника, которого сыграл Владимир Этуш.
Вначале он был «товарищ Охохов». Но в соседней Кабардино-Балкарии совет министров возглавлял товарищ Ахохов, фамилию пришлось заменить.
И дядя Джабраил (Фрунзик Мкртчан) вначале говорил Нине: «Если ты не выйдешь замуж за товарища Охо… ох, какого жениха потеряла!», то после замены фамилии на Саахова выкрутился и говорил: «… ах, какого жениха».
Но тут в парткоме «Мосфильма» нашелся Сааков, который тоже потребовал замены фамилии героя.
Гайдай обратился к тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой, которая, услышав историю с фамилиями, заявила: «У нас, в Минкульте 180 Ивановых и что теперь? Ни одного Иванова в кино нельзя будет упоминать?» И товарищ Саахов в кино остался.
После премьерного показа Наталья Варлей была в шоке: не сказав ей, режиссер озвучил ее героиню голосом Надежды Румянцевой, а для песен, которые Варлей пела сама, привлекли Аиду Ведищеву. Поняв, что на экране она только открывает рот, а из динамиков раздаются чужие голоса, Варлей так обиделась, что не разговаривала с Гайдаем долгие годы. И в недавно вышедшей книге воспоминаний мстительно написала, как престарелый режиссер к ней приставал во время съемок.
Но голос Варлей в картине можно услышать. Единственная фраза, которую актриса говорит своим голосом: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!» во время встречи с Сааховым в квартире. Прислушайтесь — разница действительно заметна.
Это был последний фильм, где Гайдай снял вместе троицу Трус+Балбес+Бывалый в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова. На съемках троица конфликтовала между собой, а Моргунов постоянно так выбешивал режиссера, что в последние дни съемок его заменял дублер. И Гайдай принял решение больше никогда их вместе не снимать.
В прокате 1967 года «Кавказская пленница» заняла первое место, за год фильм посмотрели 76,5 миллиона зрителей. В тот же год фирма «Мелодия» выпустила диск с песнями про медведей, тираж диска превысил 5 млн.
В 2014 году зачем-то вышел ремейк фильма, полностью повторявший мизансцены, диалоги и даже костюмы первой «Пленницы». В прокате картина провалилась, собрав в 20 раз меньше средств, чем было потрачено на ее создание. В Минкультуры тогда сказали, что режиссеру «Воронкову денег больше не дадим». И насколько мне известно, госфинансирования его проектов больше не осуществлялось.
В 2015-м вообще непонятно зачем собирались снимать и второй римейк, но после провала «первой второй попытки» Воронкова риск, что и этот фильм останется незамеченный зрителями, был еще выше, и дальнейшую судьбу этой картины я не знаю.
Кстати, автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый, и который сейчас увековечен в памятнике Никулину на Цветном бульваре в Москве, — личное авто Никулина. Это довоенный «Adler Trumpf», выпускавшийся в Германии всего 7 лет в 1930 годы. На съемках госномера машины менять не стали, так и ездили по Крыму с московскими номерами.
В фильме можно увидеть и еще один экзотический автомобиль – советский экспериментальный микроавтобус «Старт», на котором уезжает Нина. Экспериментальная маршрутка выпускалась на базе ГАЗ-21 в 60-е годы. Всего было выпущено порядка 150 экземпляров. Сейчас авто считается большой редкостью и предметом гордости автоколлекционеров.
Новости СМИ2