Уже несколько столетий ученые не могут дать окончательное определение закрытому и тайному обществу офеней. До сих пор о них мало что известно. Даже о масонском ордене написано больше. Так кто же такой офеня? Скоморох, обычный лоточник и или член тайной организации?
Существует немало вариантов происхождения на Руси общества офеней. Согласно признанной версии, организацию сновали греки – выходцы из Афин. Они пришли на Русь в середине XV столетия, а потому офени отождествлялись с афинянами. Греки ассимилировали на новой территории, и страна наполнилась новыми торговцами. Книги с иконами были их основным товаром. Существует версия конспирологическая. Она гласит, что «орден» офеней основана евреями, которые прибыли на русские земли с Балканского полуострова, Греции и даже Хазарского каганата.
Наиболее правдоподобная версия о доморощенном происхождении – общество было основано русскими людьми. Сторонники этого утверждают, что пришлым людям попросту не удалось бы создать столь разветвленную и устойчивую организацию на незнакомой территории.
1. Скоморохи или язычники
Но самые устойчивые варианты происхождения офеней – это скоморохи и последователи языческого культа. Чтобы понять, кто же в действительности ближе к офеням, следует рассмотреть оба варианта подробней.
Современное представление о скоморохах весьма примитивное и упрощенное. Считается, что их деятельность – это клоунада, для чего они использовали дудки и деревянные ходули. Выступления предназначались для увеселения народа. Аналогия сегодняшнего аниматора с поправкой на средневековые технические возможности.
В действительности они слыли хорошими актерами, избравшими своей жизнью странствование по миру. На привалах и городских площадях они устраивали большие представления. В основном это были комедии, но они не чурались и трагических спектаклей. Существовали скоморохи и до крещенской Руси, а потому это общество считали порождением бесов или язычества. Актеров притесняло не только государство, но и церковь.
Скоморохам приписывали черты оппозиции. Свои средневековые спектакли они основывали на сказаниях и былинах, описывающих народное недовольство. Разыгрывая религиозные трагедии, актеры использовали библейские сюжеты, в которых присутствовал людской гнев. Артисты демонстрировали пародии на жизнь дворян и духовенства.Семнадцатое столетие стало новой вехой в жизни скоморохов. Они начинают собираться в коллективы. Их труппы назывались «ватагами». Количество актеров в одной команде достигало сотни. Такие голосистые и бродячие толпы вызывали подозрения у властей. Случалось, что в дороге скоморохи воровали и грабили, но чаще жители деревень обвиняли кочующих артистов напрасно – по привычке.
В те годы Никон дважды пытался запретить деятельность скоморохов, но политические указы не в состоянии были искоренить такое массовое движение. Актеры попросту отыскивали себя в иных занятиях, не переставая колесить по стране. В XVIII столетии скоморошеством действительно стало небезопасно заниматься, а потому бродячие артисты переквалифицировались в бродячих торгашей. Именно в то время впервые появились упоминания о людях, разговаривающих на непонятном наречии – офенях. Именно их принято считать подобием трубадуров, а потому в России их окрестили «музыками».
Возможно, вам также будет интересна статья: Русь и Орда проблема взаимоотношений
Еще одно предположение отсылает к религиозному происхождению офеней, которых связывают с культом Бога Трояна и величают его жрецами. Этот древнейший культ существовал задолго до того, как Князь Владимир крестил Русь и даже до того, как началось поклонение Перуну – главному славянскому божеству. Троян являл собой триединого господа, троицу, имевшую общее, женское и мужское начала. Это прообраз грядущей Троицы – христианской.
Отсюда и объяснение происхождения языка офеней. На своем сакральном наречии, прикрываясь музыкой, прибаутками и балаганом, скоморохи исполняли культ служения Трояну. Языческие верования стали известны церкви, и на деятельность скоморохов был выдан запрет. Не редко у скоморохов имелся дрессированный медведь. По версии религиоведов животное являлось не только неотъемлемой частью театрального действа, но и использовалось в ходе проведения тайных обрядов язычников.
2. Язык общения и места проживания офеней
К офеням в большей степени привлек пристальное внимание непонятный язык. Если бы они разговаривали как их современники, то на жизни скоморохов никто бы не сосредотачивался. Считается, что офени много взяли из греческого языка, но, в общем – это синтез нескольких диалектов и множества наречий.
До XVII века про офеню практически не упоминалось. Первые исторические источники с рассказами о странных скоморохах принадлежат голландцу Маассу и англичанину Джеймсу. Они дают краткие сведения об особой манере выражаться и офеней, но более никакой конкретики. В те года большинство офеней обитало неподалеку Владимира.
Помимо фраз, заимствованных из различных языков, в говоре офени попадались тюркские и польские слова, а также было много переделанных на русский манер иностранных словосочетаний. Исследователи уверены, что некоторые слова офени придумывали самостоятельно, то есть частично язык имел искусственное происхождение. Другая версия возникновения непонятных слов утверждает, что офени использовали старые, позабытые и утратившие смысл слова.
Например, у офеней в обиходе было понятие «лох». Слово происходит из поморского языка, и было в ходу на землях Архангельской губернии. Оно означало медлительного и неповоротливого человека. Офени приспособили данное понятие по своему усмотрению для определения простого мужика или больше пришлого мужика, не принадлежащего к своему обществу. Офени произносили «лох» с иронией и пренебрежением. Все потому, что скоморохи были о себе высокого мнения, считали своих людей находчивей и умней остальных. В середине XIX века понятие «лох» перекочевало в криминальную среду – феню, где стало использоваться для обозначения глупца или потерпевшего. Немудрено, что блатная феня считается последовательницей языка скоморохов. Сегодня же такие слова, как мастырить, клево, бухать, вошли не только в криминальный обиход, но и в повседневную жизнь.
Особый говор волновал царских чиновников. Потому государство обязало Владимира Даля озаботиться изучением наречия. Необходим был словарь. Лингвисту удалось составить словарь для перевода я языка офеней на всем понятный русский и наоборот. Ничего запрещенного или криминального в книге обнаружить не удалось. Книга насчитывала более 5 тысяч слов и выражений.
По мнению Даля, большинство офеней крещеные, но не имели оседлости либо проживали в различных местах. Чаще всего они селились в районе Владимира и Суздали. Некоторые поселения встречались на территориях Польши, Астраханской губернии, на Урале и вблизи Белого моря. Тех, кто жил неподалеку Суздали, получили свое прозвище – «суздада». Оно закрепилось в среде бродячих продавцов книг и мелких изделий. Часто офени были единственными людьми, несшими в общество знания и культуру, то есть были носителями грамотности. Потому тайная организация офеней оказало на зарождение русской культуры большое влияние.
Новости СМИ2