Непростая судьба Нидерландов. Культура Нидерландов

Непростая судьба Нидерландов. Культура Нидерландов

Непростая судьба Нидерландов. Культура Нидерландов

Нидерланды — удивительная, невозможная страна. Некогда (с I в. до н. э. по 300 г. н. э.) она была провинцией Римской империи. Затем, оттеснив фризов, сюда ринулись полчища саксов, которых, в свою очередь, покорили франки, включив страну в состав империи Карла Великого. Так Голландия стала Францией, а с 925 года — Германией (Священной Римской империей). С середины XVI века — это уже испанские земли. Лишь в 1648 году Испания — весьма неохотно признала независимость Нидерландов. В нынешнем королевстве, управляемом мудрой и прекрасной королевой Беатрикс, третьим по численности народом являются турки, четвертым — суринамцы (южноамериканские индейцы, едва ли не всем народом переселившиеся в Европу после обретения независимости). Много негров и креолов с Антильских островов и острова Аруба. И все это столпотворение народов (с XVI века Нидерланды — самая густонаселенная европейская страна) собрано на территории, находящейся ниже уровня моря, от которого «Нижние земли» (Нидерланды) отгорожены рядом дамб. Если учесть огромное количество озер, водоемов и рек (Рейн, Маас, Шельде), то можно сказать, что голландцы обитают едва ли не под водой, в царстве Нептуна. Это странное положение сказывалось на состоянии умов, порождая необычные сказания и легенды, которые давали сюжеты для многих писателей, поэтов и художников. Одним из них был Иеронимус Босх, или Бос (родился в 1450 или 1460 году — умер 9 августа 1516 года). Настоящее его имя Иероен ван Акен.

Этот выдающийся художник Северного Ренессанса, полностью противоположный своим творчеством «титанам» итальянского Возрождения, появился на свет в глубокой провинции — городишке Хертонгебое, что означает «герцогский лее»: некогда здесь охотились герцоги Брабантские. Вторую часть названия своей малой родины — «лес» — он уже в зрелом возрасте сделал своим псевдонимом.

Возможно, вам также будет интересна статья: История города Судак (Крым)

Эразм Роттердамский — идеолог Северного Возрождения, современник и соотечественник осха (он даже прожил два года в Хертонгебосе), — в грустно-иронической «Похвала глупости», устами самой Дури говорит. Именно это ощущение есть во всех работах Босха. Люди, изначально наделенные богоподобным обликом, постепенно его теряют и становятся «равными себе» : как думают, чувствуют, так и выглядят. Вот только эта метаморфоза, происходящая после физической смерти, где призрачные тела куда больше подвержены трансформациям, начинается в видении Босха еще здесь, в посюстороннем мире.

Эразм РоттердамскийЭразм Роттердамский

Ах, если бы это были единичные, единовременные случаи! Тогда можно было бы негодовать, пытаться призвать одуматься».

Но, поскольку люди в радостном возбуждении спешат к дверям Ада повсеместно и всего, остается лишь, горько усмехаясь, показать их истинное обличье, которое меняется не вдруг, а постепенно, поэтапно и потому весьма наглядно и доказательно.

На картине «Иоанн Креститель в пустыне» лик святого безмятежен, лежащий рядом агнец кроток и лишь окружающая фауна являет странные формы. В «Увенчании терновым венцом» Иисуса окружают четверо, в чьих глазах и мимике ощутимо скрытое злорадство.

Святой Иоанн Креститель в пустынеСвятой Иоанн Креститель в пустыне

В картине «Христос перед толпой» люди малопривлекательны, в их чертах уже проступает безумие. Надписи свидетельствуют, что они попеременно кричат: то «Спаси нас, Христос Искупитель!», то, обращаясь к Пилату: «Распни его!».

В «Несении креста» (второй, более поздней работе, хранящейся в музее г. Гента) Спасителя окружают уже не лица, а маски — злобные, тупые, зверские. Человеческий облик только у Христа.

Несении креста

В центральной части триптиха знаменитого «Воза сена», который, согласно народной пословице, является аллегорией жизни, каждый старается ухватить себе часть призрачных благ, которые не имеют никакой ценности. А воз жизни тем временем катится, приближаясь к аду, изображенному на правой (со стороны зрителя) створке. Там глупцов уже ждут — не дождутся разномастные демоны. И бессмысленно лечиться от дури с помощью шарлатанов знахарей, как в сюжете картины «Исцеление глупости»: только с кошельком расстанешься и получишь дырку в своей глупой башке.

Воза сен триптих

Новости СМИ2

Рубрика: Культура