В регионах замедляются инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры сбора и утилизации мусора

В регионах замедляются инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры сбора и утилизации мусора

В регионах замедляются инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры сбора и утилизации мусора

В Москве в ММПЦ МИА «Россия сегодня» в рамках второго инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства» обсудили поправки к федеральному закону «Об отходах производства и потребления».

Мозговой штурм «Федеральный закон об отходах производства и потребления»: от нормативной базы к практической реализации» собрал ведущих игроков рынка обращения с отходами.

ФЗ № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу 1 января 2015 года. До этого поправки обсуждались более 7 лет. Однако качество подготовки документа вызывает вопросы, спорные моменты были обойдены и бизнес остался в недоумении. Закон объединяет природоохранную сферу и сферу ЖКХ, всего готовится 33 подзаконных акта: 16 из них закреплены за Минстроем РФ и 17 за другими органами исполнительной власти. Именно от содержания этих документов зависит будущее отрасли. «Сегодня мы уже чувствуем негативные последствия. В ряде регионов остановились все процессы по запуску концессионных соглашений и созданию на территориях субъектов инновационных решений по сбору и утилизации мусора. Например, за прошлый год наша компания потратила на запуск проектов в российских регионах более 400 млн рублей. Регионы и муниципалитеты готовы перейти к цивилизованному рынку обращения с отходами, мы готовы к долгосрочным инвестициям. Но сейчас проекты приостановлены, так как никто не знает, каким образом дальше мы можем действовать в рамках измененного законодательства при отсутствии подзаконных актов», — комментирует Андрей Якимчук, генеральный директор ОАО УК «Эко-система».

Вопросов у бизнеса с каждым днем все больше, но ответить на них пока никто не может. «Ситуация, действительно, непростая. Нормативно-правовая база фактически отсутствует. Создана рабочая группа, мы стараемся учитывать все замечания и приглашаем к участию всех желающих», — комментирует Наталья Соколова, Начальник Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Андрей Якимчук, как представитель бизнес-сообщества, выступил с предложением задать приоритеты разработки нормативной базы.

  • Принять акт, регулирующий и описывающий деятельность фонда финансирования отраслевых проектов и механизм формирования и распределения средств.
  • Ввести норму, регулирующую деятельность регионального оператора, описывающую требования к нему и процедуру конкурса и расчетов.
  • Разработать акт, вводящий лицензирование, как отсроченную норму, чтобы успели подготовиться все участники рынка.

Важно срочно разработать наиболее необходимые для бизнеса подзаконные акты.  «Много лет велись дискуссии по вопросу лицензирования отрасли. В результате лицензирование сбора мусора отменили. Зачем было возвращать этот неэффективный и корруптогенный инструмент? Тем не менее, в новом законе это единственное нововведение, которое имеет точную дату вступления в силу», — говорит Андрей Якимчук. – «В первую очередь необходимо регламентировать деятельность фонда, как инвестиционного источника отрасли. Далее – важно четко прописать требования к региональному оператору. Пока никто, ни власть, ни бизнес, не понимает, что это будет за новая форма и как с ней взаимодействовать. Это инструмент, который по определению будет использован для ограничения предпринимательской свободы».

Есть в новом законе и поправки, которые бизнес воспринимает скорее как положительные, среди них – запрет на захоронение неотсортированных отходов. И, несмотря на то, что необходимость сортировки прописана в законе косвенно, данная поправка может стать тем инструментом, который выведет отрасль управления отходами в нашей стране на качественно новый уровень.