Реальная сумма инвестиций в отрасль управления отходами в 2015 году составила не более 300 млн рублей

Реальная сумма инвестиций в отрасль управления отходами в 2015 году составила не более 300 млн рублей

Бизнес предлагает правительству перевести отрасль на ручное управление и принять ряд антикризисных мер для поддержания рынка, но власть по-другому смотрит на проблему

Будущее отрасли управления отходами и особенности реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ обсудили 27-28 октября на втором Общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры». В очередной раз рассматривались законодательные конструкции, призванные ускорить и увеличить поступление инвестиций в экономику отрасли. При этом 458 ФЗ так и не заработал и до сих пор нуждается в нормативных подзаконных актах, но учитывая регламент работы правительства, можно предположить, что НПА не будут приняты в срок. А это значит, что с 1 января 2016 года отрасль управления отходами окажется вне закона. Инвестиции в отрасль парализованы. Экономика страны находится в кризисе, экономический спад продолжается, и даже самые оптимистичные экономисты предполагают снижение платежного спроса до 50 %.

Пленарное заседание, по традиции, открыл Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, подчеркнув в своем выступлении, что качественные изменения в отрасли ЖКХ невозможны без инвестиций со стороны частного бизнеса: «Основные механизмы стимулирование инвесторов, которые мы видим на сегодняшний день – это долгосрочные тарифы, концессионные соглашения, предпринимательская прибыль и элементы государственной поддержки – финансовой и административной».

По словам Григория Теряна, директора по правовым и корпоративным вопросам ОАО «Российские коммунальные системы», приток инвестиций в сферу ЖКХ – это лишь видимость. С момента принятия новой редакции закона о концессионных соглашениях было объявлено 892 конкурса. На сегодняшний день подведены итоги только по 398 конкурсам: и только 4 из них прошли по всем правилам и в условиях реальной конкурентной борьбы. Кроме того, 99% конкурсов объявлены в сельских поселениях. При таком «масштабе» и качестве концессионных соглашений о реальных инвестициях в отрасль речь не идет.

По оценкам эксперта отрасли Андрея Якимчука, генерального директора ОАО УК «Эко-система», об инвестициях в отрасль не приходится говорить еще и по другим, гораздо более серьезным причинам: «До конца года осталось два месяца, но до сих пор нет внятных требований по лицензированию, региональным операторам, территориальным схемам и тарифообразованию. А это значит, что с 1 января 2016 года отрасль управления отходами окажется вне закона. Но даже если бы правительство выполнило все поручения в срок, в текущей ситуации эти действия были бы запоздалые. Экономика страны находится в кризисе, и даже самые оптимистичные экономисты предполагают снижение платежного спроса в следующем году до 50 %. Привлечь инвестиции   в «падающую» экономику таким способом не получится. Если и говорить сегодня о какой-то модели ГЧП — то это модели антикризисного управления, а не развития рынка. Речь сейчас идет не о создании правил, а о спасении сегмента экономики под названием ЖКХ. Сейчас важно, кто будет выполнять жизнеобеспечивающие функции: вывозить отходы, чистить воду и поставлять ее в водоканалы. С советских времен никакой глобальной реновации в сфере ЖКХ так и не произошло — новая инфраструктура не построена, старая где-то чуть обновлена, а где-то полностью пришла в упадок.  И на этом технологическом бэкграунде мы входим в глобальный кризис».

Представители власти и бизнеса по-разному смотрят на проблему. Федеральные власти продолжают разработку нормативно-правовой базы, которая должна реформировать отрасль, а бизнес считает, что необходимо срочно перевести отрасль на ручное управление и принять ряд антикризисных мер для поддержания рынка. По словам Андрея Якимчука, в отрасли обращения с отходами такими мерами могли бы стать:

  • • введение прямого директивного управления, то есть возврат управления ЖКХ муниципалитетам. Мэр города несет ответственность за жизнеобеспечение граждан, соответственно управление сферой ТКО должно быть в его ведомстве;
  • • запуск механизма привлечения инвестиций через создание и администрирование фонда экологического сбора. Фонд позволит перераспределять полученные от импортеров средства на стимулирование развития отрасли, а банкам даст возможность хеджировать свои риски;
  • • немедленно и навсегда отменить лицензирование, как инструмент, который увеличивает финансовую нагрузку на бизнес и провоцирует коррупцию.