Условия кредита зависят от потребностей

Условия кредита зависят от потребностей

Рынок ипотечных продуктов для малого бизнеса растет. В некоторых банках за 2010 год рост составил 13%. Но предприниматели не считают покупку недвижимости выходом.

Рентабельность бизнеса, по их оценкам, падает.

«Статистика показывает, что с конца 2010 года спрос на ипотечные кредиты с залогом коммерческой недвижимости со стороны предприятий возрос», — рассуждает Нелли Хрыкова, начальник управления развития ОАО «Банк БФА». Однако, по ее словам, существует ряд факторов, сдерживающих динамичное развитие этого направления.

«Отрицательным фактором для развития ипотечного кредитования коммерческой недвижимости среднему бизнесу является несоразмерность стоимости приобретаемого объекта и финансовых возможностей предприятия по погашению кредита. Кроме того, большинство банков предъявляют достаточно жесткие требования к заемщику (отсутствие убытков в течение года, просроченных платежей, задолженности по налогам). Сдерживающий фактор — специфичность архитектуры Петербурга. Большая часть помещений, являющихся потенциальным объектом ипотеки, находится в зданиях — архитектурных памятниках, либо зданиях, построенных более 50 лет назад», — сетует Нелли Хрыкова.

Схемы кредитования

Между тем в отличие от ипотечных продуктов для населения кредитов для предпринимателей на покупку недвижимости не так уж много у банков.

Как рассказала Наталья Байнина, заместитель управляющего филиалом «Северо-Западный» ЗАО «Банк Интеза», в настоящий момент банк предлагает ряд ипотечных программ для малого и среднего бизнеса.

«Объектом кредитной сделки может быть любая коммерческая, а также жилая недвижимость, которая будет в дальнейшем переведена в нежилой фонд, — поясняет Наталья Байнина. — Возможна и другая схема ипотечного кредитования, когда в качестве залога выступает любая имеющаяся недвижимость, а кредитные средства расходуются не только на готовый объект, но и на другие цели».

Устойчивый рост

Максимальный срок, на который ипотечный кредит предоставляется предприятиям малого и среднего бизнеса, составляет 10 лет. Минимальный первоначальный взнос — около 30%.

«В некоторых случаях банк финансирует первоначальный взнос. Клиенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать график погашения кредита, учитывающий особенности бизнеса или кредитуемого проекта», — говорит Наталья Байнина.

Кроме того, банк кредитует объекты, территориально удаленные от города на расстояние до 300 км.

«Сейчас динамика портфеля коммерческой ипотеки для малого и среднего бизнеса положительная. В 2011 году мы наблюдаем устойчивый рост интереса клиентов к инвестиционным кредитам, включая кредиты на покупку недвижимости и строительство», — говорит Наталья Байнина.

«В среднем количество заемщиков, ежемесячно обращающихся за кредитом под залог недвижимости, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 1213%. Сейчас многие пытаются выкупить помещения, арендуемые под нужды бизнеса», — рассказал Андрей Дешкович, начальник департамента развития малого и среднего бизнеса филиала «Петровский» ОАО «Банк «Открытие».

Рынок ипотеки коммерческих объектов растет, но есть и некоторые трудности.

«До сих пор многие сделки совершаются по стоимости, отличной от реальной. Они менее прозрачны для кредиторов, и участие банков затруднено. Мы считаем, что хорошая перспектива для данного рынка — это увеличение прозрачности сделок с недвижимостью», — уверена Наталья Байнина.

Впрочем, предприниматели пока не торопятся покупать недвижимость, кредитуясь у банков.

«Сейчас мы как раз ищем недвижимость площадью от 3 тыс. м2. В данный момент рассматриваем только варианты аренды, так как купить помещение стоимостью более 100 млн рублей нам пока не по карману даже в кредит. И потом ипотека превратит проект из трехлетнего в десятилетний», — говорит Екатерина Пустошная, соучредитель музея «ЛабиринтУм» и «Сказкин Дом».