«Госпожа удача» довела автора до Японии

«Госпожа удача» довела автора до Японии

«Госпожа удача» довела автора до Японии

13 мая – 85 лет композитору Исааку Шварцу. Вспомним, как появилась его песня «Ваше благородие…».

Познакомились мы с Исааком Иосифовичем на съемках картины «Женя, Женечка и «катюша», –  вспоминает режиссер фильма «Белое солнце пустыни» Владимир Мотыль. – Шварц обладает замечательным умением не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке. На «Жене…» сдружились и с Булатом Окуджавой. И когда начались съемки фильма «Белое солнце пустыни», я заказал ему стихи для песни Верещагина.
Булата я просил написать песню лихую и в то же время грустную. Он сделал два варианта. Первый – белым стихом, прощание казака, уходящего на войну, со своей Настей. Я выбрал второй.
В соавторстве с Булатом Окуджавой  Шварц написал 32 песни и романса. Многие из них – «Не обещайте деве юной», «Любовь и разлука», «Капли датского короля», песенки из кинофильма «Соломенная шляпка» – быстро вошли в народный застольный и походный репертуар. Окуджава ценил дар Шварца «извлекать музыку из самого стихо-
творения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки». Он повторял: «У Шварца есть какие-то струны в душе, которые совпадают с моими…»
Исаак Шварц рассказывал, что, сочиняя музыку для песни Верещагина, он представлял себе Луспекаева.
– Это песня одинокого человека, – говорил Шварц, – и предназначалась она для Паши. Я знал этого прямодушного человека, очень похожего на своего героя, он бывал у меня дома, пел мои песни в театре. Паша сразу «поймал» настроение песни и легко исполнил ее практически сразу. Музыкальную тему этой песни я стремился провести в фильме как элемент драматургии. Вначале ироническую, шутливую «Госпожу удачу» поет немного захмелевший герой. А когда Верещагин взрывается на баркасе, эта песня звучит совсем по-другому – как трагическая тема смерти.
– Я не думал, что песня станет настолько популярной, – продолжает композитор. – Успех или неуспех песни – вещь мистическая. Важно все: как сочетаются слова с музыкой, кто ее первый исполнитель, если она впервые звучала с экрана, то в кадре или за кадром, положительный или отрицательный герой ее исполняет. В «Белом солнце пустыни» все сошлось, и песня стала жить.

Александра Свикова